Древнерусское деревянное зодчество города Ельца в лабораторных исследованиях МБУДО «Детский оздоровительно-образовательного центр города Ельца»

Принято считать, что бревенчатые дома и храмы сооружались в тех регионах, в которых они до сих пор сохранились, в северных регионах страны и Сибири. В XVI и XVII веках повсеместно на Руси основным строительным материалом было дерево. Город Елец, согласно архивным данным, в эти времена представлял из себя грозный крепостной комплекс, который приходилось поддерживать, а подчас и полностью восстанавливать после разрушительных набегов или пожаров случавшихся в результате халатности жителей. В те годы в Ельце из дерева изготавливали оборонительные сооружения, храмы, колокольни, административные здания, жилые дома,  богадельни, торговые лавки, помещения для хранения зерна, тюрьму, пристани, водяные мельницы,  кузни и т.д.

К сожалению, время безжалостно к деревянным строениям и поэтому сооружения XVI и XVII веков в городе Ельце не сохранились.

Бревенчатый жилой дом на улице Л.Толстого, дом  23

Бревенчатый жилой дом на улице Л.Толстого, дом 23

Тем не менее, если пройтись по центральным улицам Ельца и по некоторым окраинам, слободе Аргамачьей, Ольшанце, Лавам, то можно насчитать не одну сотню бревенчатых домов, некоторые из них сохранили свой первоначальный облик. Большинство же бревенчатых сооружений «оделись» в кирпичную или сайдинговую одежду. Наличие сохранившихся бревенчатых домов конца XIX, XX веков лишний раз подтверждает факт того, что были и у нас сооружения, которые изготавливали из бревен.

Символика  Ельца XVI-XVII веков

Символика Ельца XVI-XVII веков

map

В настоящее время проявляется большой интерес к облику Ельца времен средневековья. Причин тому несколько. Одна из них связана с присвоением Ельцу высокого звания «Город воинской Славы». Другая причина – это организация и развитие в городе туристско-рекреационной зоны.

В нашем учреждении – МБУДО «Детский оздоровительно – образовательный центр города Ельца» — в течение нескольких лет функционирует лаборатория древнерусского деревянного зодчества. Она, как и все педагогические службы учреждения, решает фундаментальную задачу формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни базируется на основных принципах общечеловеческой морали и нравственности. На этом фундаменте формируется здоровый психический аппарат и физические кондиции. Деятельность создаваемой лаборатории должна была сосредоточена на изучении трудовых и боевых традиций ельчан, духовный потенциал которых и формировал основы морали и нравственности древней Руси.

Совет лаборатории поддержал идею развития основной темы, которую предложил архитектор, краевед, писатель Александр Васильевич Новосельцев. Он посоветовал в качестве исследуемого периода выбрать XVI и XVII век потому, что события этих веков можно изучить по сохранившимся до наших дней архивным документам.

Основная тема лабораторных исследований: «Елец — пограничная крепость Руси XVI-XVII веков».
Цели лабораторной деятельности:

1. Изучить средневековую истории Елецкого края.
2. Реконструировать сооружения и предметы быта изучаемого периода.

В качестве основного ядра, вокруг которого должна разворачиваться исследовательская и реконструкторская деятельность лаборатории был выбран макет Ельца-крепости второй половины XVII века. С самого начала, в качестве базового теоретического материала для его изготовления была выбрана книга Горлова В.П., Новосельцева А.В. «Елец веками строился». Необходимо отметить то, что в книге содержится подробное описание крепостных укреплений в привязке к местности.

Александр Васильевич Новосельцев, один из авторов книги утверждает, что у него накопился материал, который он мог бы дополнить существующее издание, и этот материал достигает одной трети объема.

Для придания достоверности, научности исследованиям и процессу реконструкции был установлен тесный контакт с педагогами института российской истории и археологии ЕГУ им. И.А. Бунина.

Макет Ельца – крепости второй половины XVII века

Макет Ельца – крепости второй половины XVII века

Необходимо отметить то, что очень удачно было выбрано реконструируемое «ядро», а именно, макет Ельца – крепости второй половины XVII века. Впечатляют его размеры – квадрат три на три метра. Макет изготовлен в двухсотом масштабе. Есть несколько моментов, которые выделяют его среди других подобных макетов.

Прежде всего, нужно отметить тот, что макет располагается на рельефе, соответствующем именно второй половины XVII века, в то время как большинство реконструкций проводится либо на горизонтальной поверхности, либо на современном рельефе.

Необходимо отметить, что все лабораторные исследования и реконструкторская деятельность проходит параллельно с выработкой технологий. Все дело в том, что нет литературы содержащей такие технологии.

Учитывая то, что одной из целей работы лаборатории является пропаганда деятельности, мы стараемся разрабатывать методики использования наших технологий. Одна из таких методик относится к изготовлению рельефа.
Схематически технология изготовления рельефной поверхности выглядит так.

1. Изготавливается деревянный планшет задаваемого масштаба, его поверхность расчерчивается линиями «в клетку» 100 на 100 мм. С края, каждую линию нумеруем: 0, 1, 2, 3, …
2. Лист с рельефными линиями масштабируется на полотно так, чтобы в дальнейшем было удобно проводить разметку на деталях.

Так, для упрощения процесса изготовления макета Ельца-крепости (размеры 3000 мм на 3000 мм) советуем изготовить полотно 750 мм на 750 мм (М = 1:4). Такой масштаб предполагает перенос данных с полотна на детали, умножая числа, взятые с полотна на 4.

Далее полотно по аналогии с планшетом расчерчивается «в клетку» 25 на 25 мм тем самым, соблюдая масштаб М = 1:4. С края, каждую линию нумеруем: 0, 1, 2, 3

3. Согласно разработанной технологии, нам предстоит изготовить детали, которые имеют очертание, получаемое в результате пересечения рельефа и вертикальных плоскостей. Представьте себе, что эти плоскости проходят по линиям «клетки». Эти детали мы в дальнейшем будем называть «шпангоутами».
На лист картона, равного длине планшета, переносим номера линий с планшета: 0, 1, 2, 3, …

4. Учитывая то, что рельефные соседние линии указывают на то, что произошел подъем или спуск на 1 метр, можно рассчитать, с учетом масштаба, какой величине будет соответствовать на полотне. В двухсотом масштабе (1000:200=5) – это 5мм.

5. Разнося данные по шпангоуту, мы каждый раз отмечаем наличие той или иной рельефной линии, и всякий раз поднимаем отметку на высоту. В нашем случае — это 5мм.

6. Полученные отметки на шпангоуте соединяем плавной линией и по ней делаем срез. При изготовлении макета крепости Ельца были получены 31 шпангоута.

7. Полученные шпангоуты накладываем на пенопласт (пенополистирол) (в идеале толщина этого пенопласта должна быть 100 мм) и обводим по периметру.

8. Обыкновенной пилкой, предназначенной для резания металла, производим резку пенопласта.

9. Полученные детали размещаем вертикально по планшету и приклеиваем и промежутки между ними заклеиваем кусками пенопласта.

10. С помощью наждачной бумаги сначала стачиваем неровности, образовавшиеся между шпангоутов, а далее придаем плавность рельефу.

11. Полученную поверхность промазываем клеем ПВА, покрывая медицинской марлей в два слоя.

12. После высыхания грунтуем поверхность. Для этого можно использовать мелкие фракции обыкновенной земли (фактически пыль), смешанные с водой и клеем ПВА.

13. Торцевые стороны рельефа можно обклеить картоном. На картоне, представляющем срез почвы на определенную глубину, можно изобразить залегающие слои почвы, камня, песка, глины и т.д.

14. Для того, чтобы монтировать сооружения на полученном рельефе необходимо изготовить несколько пластин из фанеры или ДВП, и в зависимости от того, какой плотности использовался пенопласт, укладывать их на поверхность.

15. Монтировать макеты сооружений можно несколькими способами, предварительно затирая приклеиваемые поверхности наждачной бумагой.

Необходимо заметить, что у того, кто будет использовать данную схему, возникнет немало вопросов. И не удивительно, для многих такая работа в новинку. Не стоит отчаиваться. Получить подробную консультацию вы сможете в лаборатории древнерусского деревянного зодчества. При этом мы открыты для любых дискуссий, и рады получить от всех подсказки, новые идеи и технологии.

Проиллюстрируем работу лаборатории

На одном из совместных с ЕГУ им. И.А.Бунина семинаре

На одном из совместных с ЕГУ им. И.А.Бунина семинаре

Научную дискуссию ведут председатель областного фонда научного краеведения Козмирчук И.А., директор исторического института ЕГУ им. И.А.Бунина  Ляпин Д.А., архитектор и краевед Новосельцев А.В.

Научную дискуссию ведут председатель областного фонда научного краеведения Козмирчук И.А., директор исторического института ЕГУ им. И.А.Бунина Ляпин Д.А., архитектор и краевед Новосельцев А.В.

Члены совета лаборатории Н. А. Тропин заведующий кафедры  российской истории и археологии ЕГУ им. И.А. Бунина,  краевед и архитектор В.П. Горлов

Члены совета лаборатории Н. А. Тропин заведующий кафедры
российской истории и археологии ЕГУ им. И.А. Бунина,
краевед и архитектор В.П. Горлов

Часть лабораторной экспозиции

Часть лабораторной экспозиции

Автор: педагог дополнительного образования, методист
Фомин Юрий Анатольевич